Легенды танца
2017

VALENTINA FEDORCHUK (Ukraine)

Она очень долго считала себя «серой мышкой». В окружающих замечала, в первую очередь, достоинства, а уж потом недостатки. Легко проникалась проблемами своих подруг и близких, ей искренне хотелось помочь всем, и за этим она могла забывать о своих собственных трудностях и бедах.

Ей понадобилось много времени, чтобы поверить в себя и раскрыть в себе женщину-вулкан, женщину- вдохновение, женщину, которая может все, чтобы обрести уверенность в себе и некоторую строгость…

Валентина обладала неуемной энергией, к ней всегда тянулись люди всех возрастов и, особенно, дети. Все знали, когда Валя здесь, всегда будет праздник, движение, веселье. У нее всегда был нескончаемый поток идей, сияние доброты, желание сделать мир лучше. Раньше вся танцевальная страна знала Валентину Федорчук, как Валентина Меняйленко.

Валентина Федорчук родилась 28 декабря 1948 года и празднование ее дня рождения растягивалось до 31 числа. В ее жизни есть праздник, на котором собираются родители и дети всего танцевального клуба – ее предновогодний день рождения. Это уже стало доброй традицией.
В 1968 году Валентина Меняйленко с Валерием Корзининым танцевали на «Киевских каштанах», организатором которого был Дом художественной самодеятельности. Валентина и Валера выиграли этот конкурс. Тогда обязательной была «Советская программа плюс европейская и латиноамериканская. Зачет был общим по всем программам одновременно. Гораздо позже началось разделение. Дальше 69-70 годы и позже - были Всеукраинские конкурсы, фестивали бального танца, где собирались пары из разных городов.

Самым большим событием для пары Меняйленко-Корзинин, была Прибалтика, где проходили международные турниры «Янтарная пара». Сначала они просто ездили туда смотреть. Были сборы, суета, покупка билетов, для них это был как выезд за границу. После одной такой поездки Валентине показалось, что у нее произошел переворот в сознании.

Она увидела, как это на самом деле должно быть. Живые, настоящие и очень красивые бальные танцы, в которых, кроме схем и фигур, были еще эмоции, шикарные костюмы, разные образы у каждой пары.

До этого был такой момент. Валя с Валерой поехали на свой первый выездной конкурс в Елгаву (город под Ригой, Латвия). Тогда не было переодеваний и Валя танцевала латиноамериканские танцы в очень большой пачке.

Потом была поездка в Таганрог. Там кумиром всех танцоров был Саша Зубков. Валя с Валерой думали, что они – короли в бальном танце, и непременно выиграют! Но, когда они вышли в зал, то увидели нечто необычное. Все стояли, накладывали макияж, надевали костюмы, происходило что-то другое – все не так, как у них. Они с Валерой были потрясены. Ребята ничего этого не видели, не знали, не умели… Это было связано с тем, что в Москве собиралась вся информация. Из столицы давали «отмашку» на поездки, разнарядку, кто и куда едет. И все наши первые танцоры: Поповы, Норвайши и другие, знают, как было трудно получить разрешение на зарубежные поездки. Выезжали только избранные пары, по каким-то звонкам, специальным приглашениям, по «блату». От тех, кому удалось побывать за границей, все узнавали информацию о танцах.

На Украине Валентина Меняйленко и Валерий Корзинин были первой парой, которая начала выезжать за рубеж. Вначале это были соревнования в Чехословакии.
Со временем Валя и Валера тоже стали продумывать макияж и костюмы, потому что первые турниры они вообще танцевали в ситцевых платьицах, в обыкновенных туфлях на шпильках и марлевых «стокилограммовых» накрахмаленных юбках.

Танцевало много пар, всем это очень нравилось. Детей в бальных танцах не было – это считалось занятием для взрослых. Валя начала танцевать в возрасте 16 лет.

По отношению к бальным танцам постоянно было какое-то большое противостояние со стороны вышестоящих органов. Их называли буржуазным видом искусства, а конкурсы запрещали клубам проводить самостоятельно.
Когда Валя и Валера попали на «Янтарную пару», они были парой «В» класса. Они честно прошли весь путь от «Е» до «В» класса, набирая очки на различных соревнованиях. Тогда их как лучшую пару Украины, пригласили в Прибалтику на «Янтарную пару».

Валентина Федорчук вспоминает об этом событии: «Мы с Валерой были на «Янтарной паре» в 1972 году. Для нас это был первый такой шикарный конкурс. Мы попали как в сказку. Жили в шикарной гостинице «Норис», в прекрасных номерах. Там были пары из многих стран мира. Мы о такой красоте никогда еще не слышали и, тем более, не видели. Валера Корзинин учился учился в Институте иностранных языков. Он великолепно знал английский и его, для того, чтобы можно было общаться, и меня, как его партнершу, пригласили в компанию. Мы сидели с норвежцами, финнами, немцами, которые потом стали победителями многих конкурсов. Все друг друга обнимали. И меня какой-то парень обнял, говоря на ломаном русском: «Давай выпьем». Все были, как одна семья. Все это было дико и непривычно.

Позже мы поехали в «Трис мергелис» - шикарный ресторан, где нас всех чудесно принимали, и я чувствовала себя, как истинная леди. Так я познавала этот мир, это общество – фантастическое, сказочное явление. Был еще один такой момент. Когда мы пришли в первый день выступать, Валера забыл туфли и побежал за ними в гостиницу, а надо было пробовать паркет. Мы танцевали в те времена на цементных полах, на линолеуме, на чем угодно, кроме паркета. А здесь был настоящий паркет, причем как зеркало. Мы его так и не попробовали. Выходим, а перед нами «лёд». Я говорю: «Валера, смотри, чтобы мы не упали». Это было единственной мыслью на протяжении всех танцев. Первый день – это было просто катастрофа. Мы танцевали неудачно. На другой день говорю: «Валера, сегодня латиноамериканская программа. Нам терять нечего. Здесь все супер-пары, а мы только «В» класс. Нам надо спокойно танцевать». Мы попробовали пол и классно станцевали. Попали в четвертьфинал, хотя соперников было очень много. Обошли много пар международного класса, и нам автоматически присвоили «А» класс.
После этого конкурса нас заметили. Стали приглашать на серьезные турниры. Нашими тренерами и друзьями стали Пятрас Янулявичус и его партнерша Лайма Бальсявичуте. Пятрас учил нас танцевать. Он приезжал, вел семинары, брал меня, как партнершу, как помощницу, когда Лайма не приезжала. Я с ним работала и очень многому у него научилась, потому что Прибалтика всегда славилась своим стандартом. Пятрас организовывал фирменный турнир в Паланге. Он приглашал пары из разных республик (тогда еще был великий, могучий Советский Союз). Мы жили в этом прекрасном курортном городе. Там была танцевальная площадка и под ней, внизу, комнатки. После конкурса мы неделю там отдыхали. Пятрас нас возил на Куршскую косу. Мы ели угрей, которые там водятся, приготовленных по специальным рецептам.

Для нас были в новинку ночные бары и рестораны типа «Деревянные башмачки». Мы впервые загорали на диком нудистском пляже (дамы отдельно, мужчины отдельно), бродили по дюнам. На песке было жарко, а море обжигало ледяным холодом. После такой недели отдыха мы с трудом влезали в свои костюмы и танцевали еще раз турнир в субботу и воскресенье (это были 69-72 годы).

Было много традиционных конкурсов. Самое интересное было то, что выставляли янтарные призы, разложенные на доске, и вручали их победителям. Думаю, конкурс назывался «Янтарная пара» потому, что там добывают янтарь и изготавливают изделия из него.

Мы с Валерой в это время уже начали попадать в финалы. И вот пары – финалисты выходили и в очередности с первого по шестые места выбирали себе призы. У меня до сих пор хранятся эти украшения.

Самыми большими кумирами у всех в то время были Юрайте и Чесловас Норвайши.

Кстати, год назад я была у Володи и Галины Смирновых, которые сейчас работают в Польше, и они показывали восстановленную пленку, где танцуют Норвайши, Даля и Видас Камайтисы, мы с Валерой и Володя с Галей. Я впервые увидела себя со стороны. На том уровне, который был тогда, это было действительно прилично, как только сейчас для меня выяснилось».

Хочется отметить, что дальше у Валентины и Валерия пошел огромный творческий подъем, они добивались больших творческих побед. Самые яркие выездные выступления были именно в Паланге, Прибалтике. Они стали завоевывать первые, вторые и третьи места. На Украине они всегда были первыми и танцевали всегда десять танцев – «десятку».
И еще очень интересный случай поведала Валентина.

У них был соперник – достойный, умный, талантливый – Борис Калиниченко. Был момент, когда они с Валерой – уже состоявшиеся звёзды, «крутые». Валя задумчиво, с грустинкой, улыбается и говорит: «Как сейчас помню эту картину – стою у зеркала, подходит Боря. Он всегда приходил что-то пробовать, танцевать. Выглядел, как «качок» - сильный, накачанный, в общем, не похож на танцора.

И у него всегда была проблема с музыкой, поэтому всегда считал ритм. Я, по своей глупости, наивности сказала фразу, которая, наверное, стала для него в дальнейшем стимулом, чтобы хорошо танцевать. «Ну, что ты напрягаешься, у тебя все равно ничего не получится». Он ответил: «Я тебе докажу. И я тебя буду обыгрывать! Я буду с тобой соревноваться!» В свою очередь мне пришлось ответить: «Ну, дай Бог!» Так и случилось. Борис стал в пару с Олей Костюк. Она была такая худенькая, миниатюрная. Стандарт мы все-таки выигрывали, а вот в латине начались серьезные соревнования. Оценки у судей были то 2:3, то 3:2, то в их, то в нашу пользу. Боис своим трудолюбием доказал, что человек может совершить невозможное. У него было какое-то чутье – талант. Это был самородок. Впервые на Украине, да не только на Украине, а тогда и в СССР, сделал концертные шоу-номера, целые программы. Делал потрясающие постановки. Его приглашали в Москву и Прибалтику. Он не заканчивал никаких институтов по бальной или любой другой хореографии (да их тогда и не было). Просто образно мыслил. Предлагал: «Давайте сделаем так, попробуем это», и все, как бы само собой получалось». Наступил момент, когда Валера и Борис стали сильными танцорами, известными во всем СССР. И они разделились.

Валера ушел работать в Октябрьский Дворец культуры. Позже создал свой ансамбль «Ритм», а Боря остался на базе ДК завода «Ленинская кузница». На этих местах они очень долго работали. Борис, к сожалению, так и умер в своем зале.

Сегодня Валентина Федорчук часто говорит фразу, которую долго вынашивала: «Если бы так рано из жизни не ушли Валерий и Борис, может быть все бальное танцевание – и показательное, и спортивное, развивалось бы совсем в другом русле». Потому что это были «столпы» бальной хореографии, люди, которые обладали феноменальными знаниями и умениями, великолепной творческой интуицией, и которые ушли из жизни так рано – один, а затем другой. Для танцевального мира, это была трагедия.

Валентина считает, что ей очень повезло в том, что она с ними общалась, дружила, многому училась. И всегда было немного завидно и обидно, что в Прибалтике – Юрайте и Чесловас Норвайши, в России – Татьяна и Юрий Сиверс – это пары-реликвии.

Их все знают и уважают, знают что это родоначальники бальных танцев этих стран. Попов, Чеботарев, Бруно-Белоусов… Люди их знают. Это Боги – бальной хореографии.

На Украине, к сожалению, никто не знает своей истории спортивного бального танца, кто стоял у ее истоков.

Был интересный момент, когда один из профессиональных танцоров – Сережа Кравчук (Одесса), узнал у Володи Смирнова, что Валя танцевала, и сказал: «Я перед Вами снимаю шляпу». Валя спросила: «По какому поводу?»

«Я думал, Вы просто номенклатурный работник, хороший организатор, а вы, оказывается, сами танцевали и тренер по специальности!».

Многие так думают, хотя Валентина Федорчук всю жизнь работает с парами на паркете и это для нее всегда самое главное. Валя расстраивается по этому поводу. «Многие просто считают, что я организовываю большие международные турниры – и это все.

Валерий Корзинин, Оля Костюк, Борис Калиниченко, Вадим Елизаров, Алексей Литвинов, Олег Шумаев, Леня Верлан, Аркадий и Наталья Курлянд, Марина Андрусенко и Сергей Набатов, и многие другие – это все люди, безгранично преданные этому замечательному искусству – искусству бального танца, и достойны того, чтобы о них помнили. Ведь они были первыми».

Не случайно танцоры говорят, что бальные танцы – это «больные» танцы. Кто увлекался этим серьезно, тот заболевал этим навсегда. И эта болезнь неизлечима.

Название ей - ЛЮБОВЬ к Его Величеству БАЛЬНОМУ ТАНЦУ!

Валентина и Валеий долго и успешно танцевали. Потом он пригласил ее работать во Дворец культуры «Октябрьский». Но Вале было тяжело перестроиться. Одно дело работать в школе, а другое, когда приходят взрослые люди, и надо серьезно заниматься. Она целый год ходила к нему на уроки, записывало каждое его слово – как он делает разминку, какие замечания. Например, она видела, что у пары что-то не так, но как исправить их ошибки, не знала. А он, как волшебник, поправит тут, повернет там, и пара на глазах менялась. Со временем Валя приобрела опыт. Долго хранила эти записи, и только год назад выбросила. Уже накоплены опыт и знания. И, тем не менее, она очень долго пользовалась именно тем, что записывала за Валерием Николаевичем.

На данный момент Валентина Федорчук является председателем коллегии АСТУ, судьей высшей категории Всемирного Совета Танца, заслуженным тренером Украины по спортивному танцу, президентом ДЮСТУ «Спорт-Данс».

За годы своей деятельности она вырастила огромное количество пар, которые танцевали на соревнованиях всех уровней. Самая большая ее гордость – это чемпионы, мастера спорта международного класса, Алёна Федорчук и Вячеслав Крикливый.

Под ее руководством проводятся традиционные соревнования по спортивным танцам «Парад надежд». А в 1996-98 годах в городе Киеве состоялись «Кубки Мира» по спортивным танцам, одним из организаторов которых была Валентина Федорчук.

Валентина и сейчас остаётся талантливым руководителем, организатором, балетмейстером и просто прекрасным человеком. Не случайно имя Валентина означает – сильная, крепкая. Она просто великолепно подходит для женщины, которая может все!