Легенды танца
2020

Виктор Никовский (Россия)

Биография

Родился в Москве, по словам Виктора, в очень простой семье рабочих. Родители не имели никакого отношения ни к танцам, ни к спорту и до 12 лет Виктор серьезно никаким спортом не занимался.

В 12 лет первый раз попал в танцы тогда, когда друг, который был на год старше Виктора, пошел со своей девушкой заниматься танцами, а у девушки была подруга и вот этой подруге нужен был кто-то еще. И Виктора попросили составить ей пару. И вот такой компанией пришли в Дом пионеров Тимирязевского района.

Первый педагог!!!

Этого педагога не помнить нельзя, потому что, это женщина, которая воспитала с нуля и довела до финала России по взрослым, и это в 17 лет!!!

Татьяна Григорьевна Прозорова, именно она тогда работала в этом Доме пионеров!!!

Первые шаги были сделаны с девочкой по имени Соня, фамилия к сожалению, не запомнилась. Но первый турнир запомнился. В паре с Соней Виктор стал 4-й, тогда танцевали такие танцы как Вару-Вару, Слоненок, Сударушка. После турнира Татьяна Григорьевна всех выстроила на уроке в Доме пионеров и при всех сказала: «Ну вот от кого я вообще ничего не ожидала, так это от Никовского!!! Молодец Виктор!!! На конкурсе ты выглядел совсем по-другому, не так как в зале.»

В 12 лет, после полугода занятий, Виктор уже точно, по-взрослому для себя определил, что танцы будут идеей всей его жизни. Тогда Виктор был уверен, что всю жизнь будет только танцевать. Решающую роль в этом решении конечно сыграла харизма педагога, красота педагога, интеллектуальность Татьяны Григорьевны, то, как она говорила, как вела уроки.

Благодаря ей, рассказал Виктор: «Я стал личностью, научился самостоятельно работать!»

Несколько пар клуба часто приходили домой к Татьяне Григорьевне, где она показывала с помощью кинопроектора видео с которых мы учили хореографии, повторяли фигуры и именно из этого складывались личности. Да мы повторяли и копировали, но все равно вкладывали себя. Видели только картинку, а как это сделать правильно внутри не знали. Поэтому научились думать, научились считать. Перематывали пленку столько раз, что она сгорала.

В детстве Латинская программа шла всегда лучше Стандартной и за счет сильной Латины удавалось часто выигрывать. Но, была одна проблема, Виктор в детстве, плохо слышал музыку Ча-Ча-Ча. И однажды, на турнире в ДК «ЗИЛ» Юля Пекарская (партнерша Игоря Кондрашова) ставила музыку, тогда это были виниловые пластинки. Она увидела, что Виктор не попадает в музыку, подтолкнула иголку и мелодия съехала… В итоге- перетанцовка… Вот так она спасала Виктора. Просто ей очень нравилось, как он танцевал.

Следующий период времени был вязан с Владимиром и Ольгой Андрюкиными, которые дали очень много в понимании танца. Затем, период работы с Аллой и Петром Чеботаревыми, благодаря которым Виктор тоже очень многому научился в танцах.

Дальше, появились иностранные педагоги: Рольф Визенфельд немецкий педагог, он был первым к кому приехали. Так как денег было мало и Советский союз только открылся. Потом начали ездить к Эспену Салбергу, Руду Верми, Питеру Максвелу, они стали основными иностранными педагогами. Самое большое влияние уже в профессиональном танце оказал Питер Максвел: на восприятие жизни, на то как преподавать, и на то как понимать танец. До сих пор многие его принципы используются в работе.

Самое яркое воспоминание из конкурсной жизни!!!

… «Это был самый первый момент, когда попали по любителям на Чемпионате Европы во Франции в финал. Это был самый дорогой и неожиданный финал. Конечно, хотелось в финал… и мы понимали, что по танцу попадаем, но… может что-то не сложиться по другим обстоятельствам. А когда попали конечно были очень счастливы!!!»

Костюмы во времена Советского союза, отдельная тема!

Костюмы Лариса шила сама. Она танцевала с Алексеем Почаевым последний турнир вместе в Германии, и она должны была встать в пару с Виктором. И, она на те деньги, которые ей заплатили за дорогу и еще какие-то призовые деньги накупила материалов, в том числе и «Блесточную» ткань (тогда было это очень модно). И сама сшила Виктору брюки из блесточной такни, рубашку. Все делали сами! В период Советского Союза, когда вообще никто никуда не выезжал, каждый придумывал все что мог, родители, к примеру, делали станки, на которых по одной выбивали и гранили блестки и… по одной… сами… ночами обшивали костюмы. И из-за этого, в том числе, понимали ценность того, что делали!!!

Русский клуб

История возникновения связана с обстоятельствами…они просто так сложились. На том момент Виктор с Лариса 2 года работали у Балашева Владимира Васильевича в клубе «Молодость», как помощники тренера. Все было хорошо, работали с парами, и результаты у пар были хорошие, и ни за что отвечать не приходилось. Но, в один момент произошел конфликт внутри клуба, и Виктор с Ларисой сказали: «Все, мы отсоединяемся». И с ними, из 40 пар ушло только 5. То есть, совсем небольшое число.

Это были Влад Павлов со Светой Поляниной, Сергежа Рюпин с Наташей Шаломеенко, (Елена Хворова позже приехала), Сергей Сурков совсем мелкий и еще 2 пары. Была снята школа, приглашен ответственный директор - Олег Олегович Панин.

Закон тогда в клубе был такой: 5 пар остается, и мы будем вкладываться только в эти 5 пар и расширяться не будем. Все согласились и начали работать!!! Вход в клуб со стороны был закрыт!!! Позже, некоторые пары начали расходиться. А закон гласил: если ты привел в клуб партнера или партнершу со стороны, и опять разошелся, но приведенные партнер или партнерша, должны были покинуть клуб. Соответственно, попасть в клуб было очень сложно. И, как водится, все, что закрыто вызывает повышенный интерес!!! Ну а потом, когда с новенькими работали год или полгода, начиналось общение и было тяжело следовать закону… человеческие отношения! И, благодаря этому, потихонечку, клуб начал разрастаться!!!

Были открытые практики, по средам, на которые приезжали пары со всей Москвы. Все кипело!!! Это был школьный актовый зал, который обустроили своими силами, 300кв метров. Пар было так много, что приходилось делать по 8 заходов. Потом, ради своих пар, которым не хватало ни места, ни времени пришлось открытые практики закрыть.

Ученики в клубе практически не преподавали, в основном все уроки вели Виктор и Лариса. Ученики практику преподавания получали в других местах. Все искали работу «на стороне», но, несмотря ни на что, каждый вечер с 20:00 все были в клубе, и все практиковались. У каждого было свое место в зале.

Ученики- это те, которые с тренером больше 5 лет!!!

- Макс Кожевников, Сергей Рюпин, Елена Хворова, Анна Мельникова, Сергей Сурков, Юстас Дукнаускас, Валерия Бушуева, Андрей Бущик, Влад Павлов, Светлана Полянина…

Это практически первое поколение выросшие в Русском клубе, все они стали мировыми звёздами!!! Чем они отличаются от тех пар, которые сейчас пытаются покорить танцевальный олимп? В первую очередь, перед парами был яркий пример, их педагоги Виктор и Лариса. Они приходили в зал и начинали практиковаться: Румба Вок по кругу, или Локк степ в Ча-Ча-Ча, или Крузадо в Самбе, не останавливаясь 1,5 часа по кругу. Пары приходили, и как утята, начинали повторять все, что делают тренеры. Им ничего не говорили, не заставляли, не объясняли, они просто повторяли все за тренерами. Вечером на практике, на равные с учениками, Виктор и Лариса «шарашили» по полной.

Личный пример и целеустремленность!!! Самая важная вещь!!!



Если ты, что-то делаешь, ты должен в этой жизни сделать сам!!!

По сути, ты никому не нужен, теме могут только помочь. Помочь, но не сделать за тебя!!!

Все эти ребята добились таких результатов только благодаря тому, что очень много работали над собой. Речь не идет о количестве индивидуальных уроков как сейчас. К сожалению, люди перестают думать сами.

Как Влад Павлов делал хореографии себе и Свете. Выворачивал такие интересные связки. Сергей с Леной все время тренируясь, вводили какие-то новые идеи. Очень много работали над образом.

Самая главная причина успеха в собственном развитии и в собственной работе. Они этому уделяли очень большое количество времени.

Зубастое поколение!!! Сорняки!!! Выживают везде!!!

Можно заниматься и по 10 часов в день, важно понимать, что ты хочешь. Создавать план занятия.

Пара становится взрослой тогда, когда она начинает работать самостоятельно!!!

За танцевальную карьеру у Виктора было 4 партнёрши. Соня, Лена Мелешко, Оля Стеценко, Лариса Давыдова.

А если серьезно, то 3 партнерши за 20 лет. И с каждой достаточно большой период времени. Это умение договариваться, терпеть, преодолевать непонимание и еще целый рад усилий над собой.

Сейчас пары разбегаются при возникновении малейших трудностей, и именно эта нестабильность мешает парам достигать высоких результатов. И это печально.



Взгляд судьи.

Что нравится в современном танце?

Нравится, что механика сейчас другая, что люди более образованы телом, делают такие вещи, которые мы в то время еще не делали.

Не нравится, что благодаря этому, все становятся как бы клонами. Очень часто подражая друг другу не создают своего личного и тогда, получается, что индивидуальностей становится все меньше.

Раньше не было такого количества уроков как сейчас. Было время переосмыслить и думать самим, каким образом мы можем сделать то или иное движение. Танце стал слишком физический.

Хочется, чтобы танец был динамичным и амплитудным, но не через физику, а через правильное понимание свободы тела. Хочется большего понимания отношений между партнером и партнершей.

Чтобы было не просто механически, а осмысленно. Чтобы это трогало!!!

В свое время приезжали иностранные пары, которых приглашал Станислав Григорьевич. Трибуны ревели от того, какое удовольствие они получали. Сейчас даже если есть люди в зале, когда проходит турнир, такой энергетики не создается. И не создается именно парами. Что-то им не удается, что-то мешает. Или приоритеты меняются.

Основное из чего состоит танец — это Музыка, Мужчина, Женщина… и все. И вот эти отношения между Музыкой, между Мужчиной и Женщиной оно должно доходить до зрителя. Дело не в публике.

Настоящее время

Это один из самых востребованных педагогов нашей страны и мира. По 10 уроков ежедневно, минимум 2 поездки в месяц в другие города и страны. В скольких странах он работал, подсчитать не удалось. А секрет прост, когда человек не перестает учится, когда нравится процесс обучения, нравится узнавать что-то новое из разных областей танца. В итоге накапливается огромный багаж инструментов, с помощью которых, можно помочь любой паре через процесс совместного творчества раскрыть себя.

Самое большое счастье приносит конечно же семья. Когда после поездки открывается дверь домой и 3 чуда встречают и радуются папе… двойняшки: мальчик и девочка 4,5 лет, сын 2 годика и любимая жена.

И ТАК … Встречайте!!! …. Легенда Спортивного танца ----- ВИКТОР НИКОВСКИЙ!!!